Объединение "Речевичок"

Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад"

Петрова Светлана Олеговна

Цель программы: формирование у детей от 4 до 7 лет внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей.

 Задачи:

·          Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно — двигательных ощущений;

·         ​ Способствовать развитию у детей мелкой и крупной моторики;

·         ​ Развить умение планировать и выполнять игровые и практические действия;

·         ​ Развить умение взаимодействовать с партнёром, согласовывать свои действия с движениями партнёра.

 Ожидаемые результаты освоения программы

Программа призвана способствовать развитию у дошкольников и младших школьников  4– 7 лет мелкой и общей моторики

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. 

Принципы программы.

·          ​ Принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и неизвестному».

·         ​ Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением, расширением от возраста к возрасту.

·         ​ Принцип интереса: построение программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.

Технологический принципы:

·          ​ принцип отбора и композиции программного материала в соответствии с целью, учета возраста, индивидуальных типологических особенностей детей;

·         ​ принцип техники наложений взаимоотношений и создание психологической комфортности, проводящий к чувству удовлетворения от достигнутого успеха;

·         ​ принцип техники и последовательного использования средств развития крупной и мелкой моторики. Опора на чувственный опыт;

·         ​ принцип постоянного соблюдения гигиенических условий и техники безопасности, смены видов деятельности, охраны нервной системы и предупреждение переутомления.

 Формы работы:

·          ​ специально организованные фронтальные занятия;

·         ​ индивидуальные занятия;

·         совместная деятельность взрослого и детей;

·         ​ самостоятельная деятельность детей;

·         ​ подвижные игры и соревнования;

·         Массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

·         ​ создание выставок;

·         ​ участие в конкурсах;

·         ​ совместные вечера с родителями.

Цель входного контроля: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.

 Формы оценки: занятия с детьми, игры, наблюдения педагога.

 Методика проведения диагностики:

Все предлагаемые задания можно проводить неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приводит к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малозначимыми.

При диагностике по мелкой моторике фиксировались следующие данные:

·          ​ Выполнение словесной инструкции. Придерживается ли ребёнок заданных правил или делает всё по-своему?

·         Доводит ли он работу до конца. На характер выполнения работы может влиять уровень мотивации, низкая работоспособность, отвлекаемость.

Если ребёнок по результатам диагностики набирает менее 4-х баллов, то это свидетельствует о нарушении в развитии двигательных координаций, а, значит, о необходимости специальной работы по развитию крупной и мелкой моторики . В процессе диагностики прежде всего должна быть чётко сформулирована цель каждого движения , выделены опорные точки движения и сказано, как это движение выполнить. Приём «посмотри и сделай, как я» не подходит для ребёнка. И чем младше ребёнок, тем больше действует это правило. Давая словесную инструкцию, важно помнить о специфике развития детей, имеющих нарушения зрения, речи. Таким детям важно давать особенно чёткую инструкцию, порою повторяя её не один раз. Делать это надо спокойно, ровным голосом, используя ту же фразу. Что и первоначально.

 Работа с родителями предполагает:

·          папки раскладушки;

·         ​ информационные стенды;

·         ​ индивидуальные консультации;

·         ​ мастер-классы;

·         ​ анкетирование;

·         ​ совместная деятельность педагога, родителей и детей;

·         Информационные буклеты.